Чтоб не потерялось, а то инфа хорошая, а на стенке надоело хранить

Гамлет и...

[Маски. Зеркало Человека.]

Существует такой стереотип, что "Гамлеты могут "сыграть" любой ТИМ". При этом, как правило, эта фраза считается вполне законченной и в каких-либо пояснениях не нуждающейся. Сейчас мы попробуем разобраться в этом нелегком вопросе, и решим, насколько это правда, а насколько миф, и откуда он произошёл, и почему, собственно, Наставники "играют" другие ТИМы.

Мы не будем говорить о тех масках, которые одевают на себя Гамлеты из-за комплексов, давления общества, среды, и.т.д, потому что эти маски ничем не отличаются от масок других ТИМов в сходных ситуациях. Мы разберем поведение только "здорового" Наставника.

Итак, если принять фразу о "игре" Гамлета как данность, то задумаемся: а откуда она берется, и что для неё нужно? Получаем ответ: в первую очередь нужна сильно прокачанная базовая ЧЭ - Этика Эмоций. Почему? Потому что ЧЭ в данном случае и причина "игры", и средство её воплощения. Гюго со сходной базовой не подходит, поскольку у ЭСЭ базовая несколько однополярна и настроена главным образом на положительные эмоции, а в данном случае это решающий фактор. Итак, что же творит со своим владельцем гамлетовская ЧЭ?

Она заставляет впитывать Наставника эмоции, чувства, мировоззрение, настроение других людей. Соционик Калинаускас как-то сказал, что Гамлету очень трудно зачастую сформировать своё собственное мнение. Ему нужно почувствовать настроение других и от этого строить своё отношение к чему-либо и действия.(К слову, несколько парадоксальная мысль: Наставника считают идеологом социона не потому, что он создает идеологию, а потому, что он "отражает" само общество и вербализирует его желания в идеологию, то есть просто говорит людям то, что им сейчас надо услышать)

Так вот, это "впитывание" людей через ЧЭ и заставляет Наставника "подстраиваться" под них. Именно "подстраивание" и заставляет Гамлета "играть",надевать маску. Причем "подстройка" может быть совершенно разная. Доминирует, пожалуй, контрастная, оппозиционная. Важно сказать, что всё это делается рефлекторно, интуитивно и неосознанно. Вот несколько примеров.

Если Наставник попадает в общество этиков-экстравертов, к примеру, Гексли-Гюго, то он, конечно, может поплыть по течению и предаться беззаботным светлым эмоциям. Но чаще для него характерен контраст. Он "отгораживается" от них, как бы говоря: "Я не такой, я не с ними". И становится своего рода Бальзаком, если нейтрален по отношению к ним, или Максимом-Драйзером, если хочет их приструнить.

Другой пример оппозиции. Если рядом с Наставником появится человек, который "слишком хорош" для нашего мира, без страха и упрека, буквально излучающий правильность и свет, то чисто рефлекторно Гамлет начнет "играть" его противоположность, эдакого отрицательного героя с сарказмом и иронией, при этом стараясь "ужалить" того человека, найти плохие стороны, доказать, что людей без недостатков нет. В эти моменты Гамлет может впадать в крайности, становиться буквально мерзким и противным, и это его ничуть не смутит, даже доставит удовольствие. Потому что сейчас он нужен именно таким. Что характерно, абсолютно идентичной станет обратная ситуация. При появлении такого "гадкого" человека Гамлет наоборот, станет ярым поборником правильности и веры в чистоту.

Если брать коллектив, тоже возможны свои сценарии. Если в коллективе всё тухнет, отсутствует действие, Гамлет этого не потерпит - он возьмет роль Напа или Гексли и будет "тормошить" всех, пока не начнет что-то происходить. И наоборот - если всё слишком шумно и живо, Наставник начнет "осаживать" людей, спускать с небес на землю, надевая логико-сенсорную маску.

Можно приводить много примеров, но главное - понять суть. Далеко не все Гамлеты способны на это. Они должны быть раскомплексованы, сформированы как личность и иметь крайне развитую, чувствительную, даже можно сказать чуткую Этику Эмоций. Наставник, играя роль, не играет её в общепринятом, артистическом смысле. Он лишь отражает то, что происходит вокруг него. Здесь он не Актер. Он только Зеркало.

Зеркало, отражающее Вас

Гамлет и...

[Скандалы]

Увы, иногда Гамлету, да и не только Гамлету, нужно просто поскандалить. Это стыдно и неприятно, но приходится признать - внутри нас всегда живёт такое неприятное шебуршащее напряжение, которое иногда активизируется и выливается в весьма неиллюзорный скандал по весьма иллюзорному и порой притянутому за уши поводу. Кстати сказать, ревность, а особенно ставшая по той или иной причине БОЛЕЗНЕННОЙ, замечательно это внутреннее напряжение раскармливает, делает его жирным, симпатишным, агрессивным и ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ зудящим.
Во время подобного скандала есть несколько НЕПРАВИЛЬНЫХ стратегий поведения:
- если повод откровенно ерундовый, начать его с агрессией и пренебрежением ковырять, попутно обвиняя в ерундовости и потихоньку переключаясь на "вечно ты из-за всякой ерунды скандалы устраиваешь, и вообще ты м-дак";
- сразу, не заморачиваясь над поводом, воспользоваться случаем и переключиться на "вечно ты... всегда ты... и вообще ты м-дак". Все подобные претензии надо высказывать в спокойной обстановке, когда партнёр готов вас слушать, причём не забывайте, что подавать их надо по БЛ, с чувством, с толком, с расстановкой и подробными обоснованиями. Когда же партнёр и так на взводе, для него все ваши претензии будут как красная тряпка для быка, и даже более того: когда вы повторите их в спокойной обстановке, он, скорее всего, воспримет их гораздо хуже из-за того, что впервые услышал их во время скандала и как упрёк.
- отморозиться и показывать, что чихать вы на этот скандал хотели в принципе. Не важно, как вы это сделаете: в принципе будете молчать, как Штирлиц (не тот, который ЛСЭ, а тот, которого сыграл Тихонов) на допросе у Мюллера, или начнёте огрызаться в духе "отстань" и пункта один. Так, кстати, очень любят делать болевые ЧЭ. Идея откровенно плохая, ибо для Гамлета ваше поведение означает то, что вам на него, Гамлета, наплевать. Он расскандалится ещё пуще, потом ещё пуще, начнёт бить по болевым, - не только соционическим, но и общечеловеческим, - чтобы добиться от вас внимания, да пусть даже негативного - всё лучше, чем никакого. Обычно этик по болевой попадает скорее рано, чем поздно, и поверьте, "положительных" эмоций вы в такой ситуации огребёте сполна.

Что делать?
Если скандалящий Гамлет успел добраться до ваших действительно больных мест и тем, которые вы считаете запрещёнными, следует спокойно, но чётко и твёрдо сообщить ему об этом. Не стесняйтесь показывать, что вам больно, - для ценностного ЧЭ это всегда будет аргументом. Мало того, что это остудит его пыл, это ещё и может заставить его задуматься и в будущем избегать таких тем, ведь в запале мы не всегда можем оценить, насколько больно делаем собеседнику.
В остальных случаях - встать, обнять за плечи, прижать к себе и сказать, что любите. Чем ерундовее повод и драматичнее скандал - тем сильнее прижать к себе. Плачет - обнимайте и успокаивайте и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не ставьте в упрёк эти слёзы. Впрочем, можно прижать не только к себе, но и к стеночке, а после этого действовать по обстоятельствам, но это уже совсем, совсем другая история...
Если, успокоившись в эмоциональном плане, Гамлет не перестал париться по той проблеме, из-за которой изначально случился скандал, не ленитесь: прислушайтесь и попытайтесь помочь ему разобраться. Один раз убив час своего времени на то, что вам может казаться даже и не слишком заслуживающим беспокойства, вы сэкономите вам обоим огромное количество нервов и времени в дальнейшем. Да и что может лучше показать партнёру, как он важен для вас, чем внимание к его даже самым ерундовым проблемам?..

[Квадры]

Бета и эпоха перемен.

Бета - самая революционная и милитаристическая квадра в соционе. Некоторые соционики приписывают бетанцам кодовое имя «воплотители». Почему? Да потому, что именно они «двигают» историю в самые её кризисные периоды. В эпоху, когда общество растеряно, раздроблено, подавлено и «подвешено в воздухе», наступает самый расцвет Беты. Итак, почему так происходит и как это работает, я опишу здесь.

Первоочередную «революционную» роль на первом этапе играют, естественно, бетанские экстраверты. Потому что им элементарно легче повести за собой людей. Это Наставник и Маршал. Этико-интуит и сенсорный логик. Они занимают лидерские позиции в сферах, которые для них наиболее кофмортны.

Гамлет - стратег и идеолог Беты. Он знает, что и как нужно сделать, чтобы «завести» людей. Если вы обратитесь к таким органам как «министерства пропаганды и идеологии»в СССР, к примеру, или в нацистской Германии, то увидите, насколько там было много именно Наставников. Как раз Наставник и указывает всем то самое светлое будущее, к которому надо идти. И не просто указывает, а зажигает людей своей идеей, ведет за собой. И уже «тепленькими», обработанными и готовыми к подвигу люди попадают прямо в лапы к Жукову.

Жуков - это непосредственное командование, контроль, подавление, влияние. Это «сила» бетанцев в чистом виде. Он непосредственно решает поставленные задачи. И невозможно найти кого-либо полее прямого и неподкупного, чем Жуков, когда он работает «за идею». Всех сопротивляющихся задавит, сломает, сошлет и расстреляет.

Но само «воплощение» Беты развалилось бы на части, не будь там Инспектора. Максим - тот, кто четко разложит по полочкам «светлое будущее» Гамлета, создав ясную схему, как именно всем надо к нему идти. Именно он систематизирует всё, что извергает из себя Маршал, превратив его приказы в четкие кодексы и уставы. Именно Максим создаст на основе новой реальности простые и конкретные законы, порядки, чтобы «всё это работало». И будет зорко следить за их соблюдением, карая тех, кто не хочет эти законы соблюдать.

С Наставником, Маршалом и Инспектором всё примерно ясно. А как же Лирик? Есенин - тот, кто вдыхает жизнь в борьбу. Он романтизирует битву, он воспевает подвиги и оплакивает потери, он показывает всем на своем примере, насколько можно быть самоотверженным. «А как иначе, ведь всех нас ждет светлое будущее? Да, сейчас мы терпим лишения, но нужно ждать». Он - тот, кто бросится на вражеский пулемет, спасая товарищей.

Итак, чем же всё это заканчивается? Эпоха Беты - это расцвет милитаризма, иерархии, идеологии, науки и элитарного искусства. Права человека подавляются. Во имя идеи Бета заставляет работать всех. Взлет силы страны и рост влияния.

А потом приходит Гамма и деньги. Но это уже совсем другая история....


(с) Соционический вестник